Проект «Служба быстрого реагирования для пожилых людей в системе уход на дому» стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов в 2023 году.
В центре внимания – 100 пожилых людей старше 65 лет. Все они находятся на сопровождении патронажных работников социального отдела «Меноры». Это маломобильные одинокие люди, которым необходима самая элементарная помощь в быту. Патронажные работники готовят еду, прибирают в квартире, покупают продукты, проводят гигиенические процедуры. Для многих подопечных патронажный работник – это единственная связь с миром за стенами квартиры. И все таки большую часть времени опекаемый человек предоставлен сам себе.
А у одинокого пожилого, может случиться что угодно: возникнуть проблемы со здоровьем или в быту как раз в то время, когда рядом нет помощника. Чтобы избежать этого, специалисты фонда решили обеспечить браслетами с SOS- вызовом своих подопечных. В марте были закуплены гаджеты, которые похожи на наручные часы и оснащены тремя кнопками: SOS и 2 кнопки с прикрепленным телефонным номером социального отдела фонда. Эти браслеты должны решать задачу мгновенной помощи одинокому пожилому человеку в экстренной ситуации.
Несколько месяцев сотрудники фонда и волонтеры выезжали к подопечным, «знакомили» их с гаджетами и учили ими пользоваться. Проблема, с которой столкнулись специалисты на первом этапе «знакомства» – страх и тревожность самих пожилых: «А вдруг я сломаю браслет? », «А не навредит ли он мне? ». Разъяснения и уговоры помогают, но далеко не всем. Патронажные работники, приходя к подопечным, часто обнаруживают, что браслеты аккуратно упакованные лежат в кробочках.
«Созваниваемся с нашими пожилыми, убеждаем носить браслеты. Патронажные работники, приходя к подопечным, стараются снять тревожность, убедить пользоваться браслетом. Но это очень длительный процесс. Мы уже проходили этот путь, когда обучали наших пожилых пользоваться смартфонами, чтобы они смогли стать участниками онлайн-площадки общения «Заботливая связь» во время пандемии. Сегодня 200 пожилых от 70 до 90 лет каждый день общаются онлайн, пользуются платформой, мессенджерами. А два года назад сколько мы сил вложили, чтобы помочь им преодолеть сомнения, страхи и тревоги! Поэтому сейчас мы все знаем: главное — не отчаиваться, не опускать руки», – убеждена руководитель социальных и материальных программ фонда.
Сложившаяся ситуация лишний раз свидетельствует, что внедрение новых технологий, особенно цифровых, в систему оказания социальной помощи пожилым невозможно без социального сопровождения. «Менора» обладает таким ресурсом: более двухсот патронажных работников, которые постоянно на связи с подопечными и техноволонтеры проекта, готовые придти на помощь пожилым.
Еще с одной проблемой столкнулись сотрудники фонда в ходе апробации гаджетов. Читать дальше