Представители старшего и младшего поколений малочисленного народа рассказали о том, как сегодня в условиях урбанизации им удаётся сохранять свою культуру.
Марийцы являются пятым по численности народом, проживающим в Свердловской области. Всего в регионе насчитывается почти 24 тысячи представителя народа мари. Марийцы, которые сосредоточились преимущественно на юго-западе Среднего Урала, продолжают жить, следуя своим многолетним традициям. Героями сегодняшнего материала стали жители Екатеринбурга и его пригорода. Представители старшего и младшего поколений малочисленного народа рассказали корреспондентам о том, как сегодня в условиях урбанизации им удаётся сохранять свою культуру.
Супруги Алевтина Васильевна и Кирилл Григорьевич Ишкулатовы переехали в Свердловск из Башкирии. Получив образование и найдя работу, они остались жить в столице Урала и создали с другими марийцами местное народное сообщество.
— Алевтина окончила у себя в деревне восемь классов школы и первой переехала в Свердловск. Поступила в училище, два года училась и работала. Я приехал к ней сразу после армии. Тогда мы вместе начали строить нашу жизнь на уральской земле – работали на стройке, получили квартиру, нарожали детей. Дети выросли, и мы переехали жить в сад. Сейчас в нашем регионе очень много марийцев, они живут компактно, – рассказал Кирилл Григорьевич.
Из Башкирии в Свердловскую область переехала и Пазугутова Зинаида Алексеевна. Сначала в Марийской АССР она окончила училище, а затем перебралась на Урал, чтобы работать на заводе.
— В Свердловске я побывала недолго и уехала на Дальний Восток. В Якутии вышла замуж, прожила там 11 лет. В конце 1990-х годов я вместе со своей семьёй вернулась обратно на Урал, в Екатеринбург. Здесь у нас образовался марийский коллектив. Поступило предложение поработать хореографом. В 2012 году я официально пришла работать в новый ансамбль. С тех времён я ставлю номера для коллектива «Яндар памаш».
Народный фольклорно-хореографический ансамбль был создан ещё в 1990 году, однако с течением времени изменялся. Сейчас коллектив состоит из 20 участников от 20 до 72 лет. Ансамбль ставит перед собой задачу по восстановлению исконных народных традиций народа мари, ведь переехавшие на Урал марийцы привезли с собой уникальную культуру, с которой они жили с самого рождения.
— Наши предки всегда проживали вместе. Мы всей деревней отмечали народные праздники. Культура мари передавалась нам с материнским молоком. Сначала мы просто слушали и видели, а затем начали пробовать следовать традициям сами. В годы нашей молодости марийцы часто собирались в клубах, пели до самого утра, танцевали. Всё это нас очень объединяло, – поделилась Зинаида Алексеевна.
— Да, я тоже помню эти весёлые вечера в деревне. Это было 1960-е. Мы плясали под марийскую «верёвочку», играли на гармошке. Наши дети также приобщались к культуре с детства. Каждое лето мы отвозили их в деревню к бабушкам и дедушкам. Там они учились в том числе марийскому языку. Помню, как мы забрали сына Алёшку из деревни, отдали его в садик. Дак там он неделю разговаривал по-марийски. Потом научился говорить на русском, – добавил Кирилл Григорьевич.
По словам собеседников, традиции уральских марийцев никак не изменились из-за процесса ассимиляции. Культура народа мари напротив очень толерантна к обычаям других наций. К примеру, в словарь марийского языка были добавлены все диалектные слова и выражения, в том числе созданные в нашем регионе. А вера марийцев не исчезла полностью после принятия христианства.
— Марийский народ всегда сохраняли свою веру. В религии мари есть и христианские, и языческие мотивы. Сохранились в том числе и обрядовые праздники, которые мы отмечаем и сейчас. Например, в «Кугече» («Великий день») мы накрываем стол, вспоминаем усопших, с утра топим баню, приглашаем предков, а потом провожаем. В Шорыкйол (Новый год) мы целую неделю ходим друг к другу в гости, загадываем желания и гадаем, – отметила Зинаида Алексеевна.
Обязательные блюда на праздничном столе марийцев – домашние блины и домашний квас. Эта традиция является одной из немногих, которую соблюдает и младшее поколение народа. По словам юных марийцев, блины мари отличаются от простых.
— Это не просто дома тесто замешала и на сковородку бросила. Тесто нужно сделать вечером, кинуть в него дрожжи и перемешать большой деревянной палкой. Оно должно постоять несколько часов, после чего можно печь. Тесто нужно вылить толстым слоем на чугунные сковородки и поставить в печь. Получается большая стопка толстых блинов. Самая вкусная начинка – растопленное сливочное масло и домашняя сметана, – рассказала корреспондентам Наталья Шамыкова.
В семье девушки нечасто поддерживают марийские традиции. Наталья признала, что в городе сложнее отмечать праздники мари по всем канонам. Их соблюдает только старшее поколение в деревнях.
— Из традиций – у нас нельзя заходить в квартиру в обуви. Также марийцы очень гостеприимны. Вчера меня отсюда забирал мой молодой человек, он русский. Его накормили супом. Пока гость не съест суп, он не сможет выйти из-за стола. В целом молодое поколение, к которому я могу отнести и своих родителей, перестают соблюдать обычаи мари.
Наталья отметила, что молодые люди перестают предавать значение и изучению марийского языка. Светлана Макаева – единственная из наших трёх юных собеседниц свободно разговаривает на языке народа мари. Родители Елены и Натальи сразу решили, что основным языком их детей будет только русский.
— Я родом с Башкирии. Мои родители разговаривают на марийском языке, его преподавали и в школе. Я изучала язык с детства. Сейчас моя история уже является редкостью. Большинство молодых марийцев не считает нужным помнить о традициях. Идёт тенденция к ещё большей ассимиляции. Однако я не поддаюсь этому веянию. Становлюсь старше и мне становится всё интереснее узнавать о марийской культуре. Очень тянет в деревню. Думаю, что я обязательно буду рассказывать о марийцах своим детям и приобщать их к народным традициям, – подытожила Светлана.
— В Екатеринбурге действует городская общественная организация марийцев «Урал кундем». Наша цель – сохранение культуры, традиций, языка своего народа ради мира, дружбы и согласия. Для поддержания интереса к народу мари мы участвуем во многих национальных мероприятиях уральской столицы и Свердловской области. 26 апреля в ЭКСПО демонстрировали марийский быт на XII Евразийском экономическом форуме молодежи «Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей». Культура мари, национальная одежда и литература народа представлена на выставке в Музейном клубе в Доме Агофуровых. Также в Екатеринбурге мы часто проводим марийские дискотеки и концерты, на которые приходят представители молодого поколения, – пояснил председатель Екатеринбургской городской общественной организации марийцев «Урал кундем» Игорь Иликбаев.
Фото: Лидия Аникина