Орнаменты народа манси: история и сакральный смысл рисунков

С 15 марта доступна видеолекция Алексея Слепухина, посвященная орнаментам народа манси.

Любой народ на планете Земля придумывал замысловатые рисунки, отображающие его жизнь. Первоначально они были связаны с традиционными занятиями – охота, рыбалка, собирательство. Отражали принцип охотничьей доблести. Позднее в рисунки стали вкладывать и другие смыслы. Например, при развитии тотемизма для любого охотника стало важным привлечь к себе внимание (удачу или расположение) духа –покровителя птицы, рыбы, зверя.

Какие-то изображения повторяются (симметрично) на протяжении длинного предмета, какие-то наносятся в единичном варианте (розеточный рисунок). Порой необходимо изобразить среду обитания, в другой раз важно защититься от недобрых сил: духов или богов.

Рисунки у таежных охотников Среднего и Северного Урала появились очень давно – примером тому является наш Шигирский идол и другие сакральные атрибуты. Но каждый новый человек (группа, племя или даже народ) привносил что-то свое. Потому у народа манси в орнаментах можно высмотреть культуры, культы и особые представления разных народов.

Из лекции мы узнаем, как древние наскальные рисунки повлияли на орнамент манси; чем рисовали уральские писаницы и древние орнаменты у протоугров? Что такое тамга, и каково ее предназначение ныне? Зачем таежному человеку катпос? А «знамена сибирских инородцев»? Как они влияют на современные рисунки манси? И, наконец, что же остается из огромного наследия-многообразия у нынешних таежных охотников?

Лектор – Алексей Слепухин, профессиональный путешественник, руководитель Комиссии по этнографии и исторической географии Свердловского отделения русского географического общества.

Нко: ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского»