9 ноября 2020 года состоялся финал V Международного конкурса проектов школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых «Города 2030: технологии устойчивого развития в эпоху постпандемии». В 2021 году для участия в конкурсе было направлено более 120 работ самой разной тематики: это проекты по внедрению инновационных технологий на предприятии, созданию wi-fi в метро, озеленению городских территорий, по организации проката электросамокатов, по созданию приютов для домашних животных, частного пансионата для пожилых людей и так далее.
Приветствуя собравшихся, Алексей Прядеин, начальник департамента экономики Администрации города Екатеринбурга отметил: «Очень приятно осознавать, что наша молодежь готова генерировать новые идеи, разрабатывать интересные проекты в разных сферах городского развития, которые находят применение в современной инфраструктуре города».
Ольга Ергунова, председатель Свердловского отделения Российского союза молодых ученых, председатель Чувашского культурного центра Свердловской области процитировала слова вице-президента IBM по направлению «Разумный город» Джерри Муни: «Если XIX век был веком империй, а двадцатый – веком национальных государств, то XXI век станет эпохой городов. Весь мир и Россия в пандемию резко повернули в сторону цифровой экономики, да и в целом к новому жизненному укладу. Уверена, что именно молодежь может предложить проекты, которые трансформируют ландшафт городов, полностью меняя восприятие и ритм жизни».
Всего для участия в финале состязания были выбраны 12 проектов из представленных проектов 14 городов России и 6 стран (Казахстан, Латвия, Болгария, Беларусь, Республика Перу, Украина, Турция). Общее количество участников составило 393 человека. 27 экспертов — представителей ведущих вузов России и Казахстана, Институтов Уральского отделения Российской Академии наук, органов власти, бизнеса и общественных объединений отобрали 12 проектов финалистов конкурса.
По решению экспертной комиссии, лучшими были признаны проект «Умный светофор под ногами для умного города» (авторы: Кауль Марк Оттович, Мазанкова Алевтина Евгеньевна, (Республика Казахстан, Карагандинский университет Казпотребсоюза), Саид Лютер (Египет), Нчама Ндонг Хакобина Сильвиа (Экваториальная Гвинея), У Цзиньлун (Китай), Гребенкин Илья Максимович.
2-е место присуждено проектам:
«Позитивное влияние пандемии на развитие IOT-торговли, городской складской и логистической индустрии» (автор Абдыбаева Аружан (Международная Балтийская Академия, Рига, Латвия);
Умный эко контейнер по подписке с элементами геймофикации (автор Хорхе Вильфредо Рикельме Галиндо (Universidad nacional del Altiplano, Республика Перу).
3-е место заняли проекты:
«Гастрономическая Мекка» (авторы Макаркина Оксана Юрьевна, Никифорова Надежда Андреевна (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, РФ);
«Формирование безопасной экологической городской среды г. Смоленск 2030» (авторы: Зайцева Виктория Дмитриевна, Киселева Анастасия Денисовна, Нагайцева Лада Денисовна, Шарыгина Карина Владимировна, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск, РФ).
В номинации «Лучший исследовательский проект среди школьников» 1-е место завоевал проект «Активированная вода как средство оздоровления природной среды города Екатеринбург в условиях постпандемии» (автор Милюхин Илья Васильевич (СОШ № 197, Екатеринбург, РФ).
2-е место — проект «Воздушный спасатель, или как сохранить экологию, время, бензин и нервы в умном городе» (авторы Серкова Мария Сергеевна (МБОУ СОШ № 79, Екатеринбург, РФ), Ергунова Анна Юрьевна (МАОУ Гимназия № 70, Екатеринбург, РФ).
3-е место разделили два проекта:
Проект «Метрополитен как необходимое условие жизни города в условиях постпандемии» (авторы: Абрамовский Арсений Станиславович, Хомутинников Кирилл Денисович (МАОУ СОШ №164, Екатеринбург, РФ);
Проект «Екатеринбург – город-сад» Алфёров Дмитрий Андреевич (МБОУ СОШ №79, Екатеринбург, РФ).