Мы поговорили художником-скульптором Тамилой Маматовой, которая приезжала в 2021 году в Екатеринбург, чтобы поучаствовать в фестивале «Мраморная миля». На своей родине, в Киргизии, она единственная девушка-скульптор. Сейчас Тамиле 34 года, она ездит на различные симпозиумы и радует своим творчеством людей по всему миру.
— Что символизирует ваша скульптура «Утро» в Екатеринбурге?
— Эта композиция в небольшом размере была у меня с 2016 года. Я создала ее во время учебы. Тогда же эта работа на конкурсе выиграла серебряную медаль. Скульптура стояла у меня на подоконнике в мастерской, а когда меня позвали на этнический симпозиум в Екатеринбург, я решила сделать эту работу в большом размере.
На композиции представлена маленькая девочка в национальной одежде рядом с лошадкой. Скульптура символизирует наш народ. Лошадь — наше сакральное животное, потому что кыргызы были кочевниками и путешествовали на лошадях. А девочка — это я. Я хотела показать людям свое детство. В конце я добавила символ мира — голубя. В течение 20 дней мы создавали различные скульптуры с другими художниками.
— Вам понравился Екатеринбург?
— Мне очень понравились старые архитектурные здания. После таких поездок у меня всегда появляется вдохновение, желание творить. Меня очень удивило, что сибирский народ привык к холоду и не мёрзнет на морозе. Все жители города очень вежливые и дружелюбные. Очень похожи на петербуржцев.
— Какое впечатление на вас произвела Кыргызская диаспора в Екатеринбурге?
— Диаспора мне понравилась, меня встретили очень радушно. Я им благодарна за их дружную работу. Также мне понравилась Гульшан Абдибаитовна. Она очень патриотичная женщина, так как делает много полезных вещей для мигрантов.
— В каком стиле вы работаете?
— У скульптуры бывает два вида: лепка и высечение. Мне всегда больше нравилось высекать, хоть и считается, что это самый сложный вид скульптуры. Ты никогда не знаешь, что получится в результате и как убрать что-то лишнее, чтобы не испортить работу. Свою первую работу, портрет кыргызской женщины, я высекала с помощью гвоздей и ножей. Потом я начала делать деревянные работы и перешла к камню разных размеров и видов.
— Что чаще всего хотите сказать своими работами?
— Скульптура всегда должна иметь концепцию, философию. Композиция рождается через впечатления или события. Через скульптуру можно передать внутреннее состояние человека или даже политическую ситуацию в стране. Через животных, например, можно раскрыть тему материнства.
У меня в основном национальная тема в скульптуре. Когда я езжу заграницу на симпозиумы, то стараюсь познакомить других с народным творчеством. Сейчас я делаю композицию, на которой изображена девушка с косами. Этой скульптурой я хочу напомнить кыргызским девушкам, как им идет эта прическа.
— Какие из своих проектов вы считаете самыми интересными?
— Я вкладываю во все свои работы внимание и любовь, поэтому не могу выделить что-то одно. Если к произведению не относиться с должным трепетом, то потом скульптура не будет жить, она будет мертвой.
— Была ли сложной учеба в Санкт-Петербурге?
— Сначала я училась в Киргизии, там набила руку, поэтому в Репинской академии в Санкт-Петербурге было не так сложно. Мне помогали русские одногруппники с языком, поправляли меня, учили грамматике по сказкам. С некоторыми одногруппниками дружим до сих пор.
— Какие особенности у разных национальностей вы можете выделить?
— Русские и кыргызы очень эмоциональны. Если у них плохое настроение, то они это не скрывают и откровенно обо всем говорят. А, например, итальянцы всегда улыбаются. Словно они скрывают свои настоящие чувства. С русскими я всегда нахожу общий язык, с ними я отдыхаю душой.
— Сталкивались ли вы с притеснением из-за того, что вы женщина?
— Когда я закончила учёбу, думала, что у меня сразу появится работа. Но никто мне ее не дал, и я ездила два года по симпозиумам. Заказы начали приходить только после моей скульптуры Айтматова, потому что она стала очень популярной в социальных сетях.
Часто мне говорили: «А вы точно сможете это сделать? Вы умеете? Вы же девушка!». У них складывалось ощущение, как будто я их обманываю. Сейчас я сама делаю сварку и другие сложные операции с камнем. Я стараюсь купить все инструменты, чтобы работать независимо, без чьей-либо помощи. Например, недавно купила тиски, чтобы гнуть железо.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Я люблю ходить в театр на классические постановки оперы или балета. Могу смотреть по несколько раз одни и те же спектакли. Также очень люблю слушать классическую музыку, особенно во время работы, потому что она меня вдохновляет. Сегодня я слушала Моцарта.
— Какие у вас планы на будущее?
— Во многом планы зависят не от меня. Хочется делать скульптуры и памятники в других странах. В октябре я должна была полететь в Турцию на симпозиум, но не смогла, потому что нужно было здесь кое-что закончить. Из-за эпидемии коронавируса многие поездки отменились: мне нужно было в Италию, Израиль, Францию. Но после пандемии я обязательно туда поеду.
Желаем Тамиле Маматовой творческих успехов и благодарим за интервью.