Наша встреча с Любовью Васильевной Белой, участницей телевизионного шоу «Голос 60+» на 1 канале, членом правления МОО «Украинская национально-культурная автономия» г. Екатеринбурга состоялась в Доме Дружбы «Украинцы на Урале» на проспекте Ленина, 7.
Любовь Белая стала участницей известного музыкального шоу «Голос 60+». В сентябре тысячи телезрителей услышали ее завораживающий и проникающий глубоко в душу голос со своих экранов. Однако члены жюри не повернулись к екатеринбурженке на этапе «Слепых прослушиваний».
Любовь Васильевна переехала на Урал из Украины еще в детстве. Работу на предприятии она совмещает с занятиями в музыкальном коллективе «Гармония». С особым трепетом Любовь Васильевна относится к народной музыке, которую важно сохранить и передать следующим поколениям.
– Видеоролик с вашим выступлением на шоу «Голос» набрал большое количество просмотров и комментариев на YouTube. Пользователи интернета не согласны с мнением жюри. Как вы отреагировали на то, что судьи не повернулись?
– Я могу сказать одно: в принципе, я уже была готова к этому. Потому что я понимала прекрасно, что эти люди не смогли бы со мной больше заниматься. Почему? Потому что у меня практически всегда народное пение, у меня другое исполнение произведений. Я люблю петь романсы, арии, народные песни. Когда члены жюри не повернулись, я в принципе знала почему: Лайма Вайкуле, Олег Газманов, Стас Намин или Валерий Леонтьев – ну что бы я могла с ними спеть? Я не знала их репертуар. Я люблю некоторые вещи, могу их слушать, мне нравится, когда их исполняют. Они действительно их хорошо исполняют, но я бы не смогла. И потом – это шоу.
– Вы любите народные песни. Не хотели ли вы исполнить украинскую песню на «Голосе»?
– Я очень хотела петь «Сіла птаха...» или «Чорнобривці». Что-нибудь с украинской темой. Эти песни душевные, они же идут от сердца, от любви. Все можно в них раскрыть. А украинскую песню я как запела на кастинге – они говорят, нет, не пойдет. Там же были профессионалы, а я не профессионал, и, видимо, им лучше было видно, как я могу петь то или иное произведение. Исполняла я на «Слепых прослушиваниях» тоже красивую песню, тоже о любви – «Все стало вокруг голубым и зеленым». Я старалась петь так, как написано в нотах, как Милютин пел. Несмотря ни на что, я считаю, что неплохо спела. Я очень довольна своим результатом. Жюри было очень признательно, они очень хорошо отозвались. Леонтьев сказал: «Эталонное звучание». Разве это не приятно? Приятно. Голос еще есть. Лайма Вайкуле вообще назвала профессионалом. А Стас Намин меня сравнил с Любовью Орловой. Это тоже приятно. А Газманов сказал: «Чему мне вас учить? Это вы можете меня научить». Результат меня устроил. Главное, что я пришла туда, показала себя, наверное, всему миру, всей России. Все-таки побывать на «Голосе» – очень важная мечта. Цель моя была доказать себе, что я смогу. Цель – не опозорить наш Екатеринбург, не опозорить свое предприятие, не опозорить Ирину Юрьевну Заволжанскую, которая нам постоянно играет, занимается с нами. Мне так важен был ее искренний отзыв.
– Как вы пришли в музыку? Когда это произошло?
– Это был 2001 год, я осталась одна-одинешенька: дети выросли, замужем. Есть у детей дети свои, уже взрослые. Честно признаюсь, я сидела, слушала передачи вечером. Аркадий Михайлович Чернецкий тогда был мэром города, он всегда отчитывался перед горожанами, что было проделано за неделю. И он просил, чтобы люди задавали ему вопросы. И я Аркадию Михайловичу прямо во время телеобращения к зрителям задала вопрос: «Нельзя ли у нас в городе организовать какой-то вокальный коллектив? Нам нужна ставка, мы концертмейстера найдем. Помогите, пожалуйста». На второй же день рано утром мне на работу позвонили из Министерства культуры и сказали: «Вы Белая? Приходите к нам в Министерство культуры, мы поговорим с вами». Мы приехали в Министерство культуры, мне дали эту ставку и оформили меня на эту ставку концертмейстера. Я целый год как будто проработала концертмейстером. Деньги я, конечно, получала, мне их давали, но я отдавала их настоящему концертмейстеру, который может играть. Я-то ведь не умею играть. Ноты я, конечно, знаю, дочку потому что учила. Я, конечно, не профессионал.
– Вы состоите в музыкальном коллективе «Гармония». Это вы создали коллектив?
– В 2001 году я встретила начальника культуры Орджоникидзевского района Ольгу Александровну. Я говорю: «А можно, чтобы на Уралмаше, был свой коллектив вокальный?». Она говорит: «А это интересно». Значит, надо сделать. И все началось с Надежды Алексеевны. У меня была знакомая Надежда Алексеевна Иванова, она тоже была в нашем коллективе. И «Гармония» была от нее. Она очень хороший организатор. Я была рада, что она занялась этим делом. 20 декабря у нас будет концерт, посвященный 20-летию нашего коллектива.
– Кто поет в вашем коллективе?
– У нас вот такой коллектив красивый, приятный, у которого можно чему-то поучиться. Из филармонии люди были с нами. Уходят люди, мы же взрослые. Из тех людей, которые коллектив создали, многие уже вышли на пенсию. А петь-то хочется. Те, которые поют, они не могут остановиться. Им все время где-то хочется себя проявить. Не останавливаться на том, что ты можешь. Эту вещь, которую ты можешь спеть, хочется еще кому-то показать. Хочется для зрителей, для слушателей принести частичку своей души, своего сердца. Так, как ты понимаешь эту песню, это произведение. Так, как ты чувствуешь его, а не так, как, может быть, даже написано в нотах.
– Какую музыку в коллективе вы исполняете?
– Больше украинскую. Я знаю украинский язык все-таки, я могу на нем петь. И она мне близка по душе, я ее люблю, понимаете? Я ее могу донести до зрителя. Сейчас очень много украинских песен переводят на эстраду. Знаете, даже простые народные песни переводят на эстраду. Я не понимаю этого, честно признаться. Зачем? Если есть такая музыка, песни, которые пели наши прадеды, матери, отцы. Спойте так, как это звучало раньше. Спойте своими голосами. Пойте, как шли вы на поле, как жали жито или собирали огурцы, помидоры – как это все было на Украине, на полях. Виноград, яблоки, груши, шелковицу собирали мы. Все же ходили и все пели там свою украинскую песню. Не надо было ничего придумывать. Все пели. Не было такого, чтобы на поле поработать и не запеть.
– А как вы познакомились с украинской диаспорой?
– Когда вот это все организовалось, я познакомилась с хором украинской диаспоры. Я услышала, как они поют! Я думала: «Это куда же я попала?». У меня сразу и слезы, и плачи. Сидела, рот открывши, слушала, как они поют. Это был хор украинской диаспоры. Они занимались в Доме Музыки на ул. Свердлова. Помню, тогда пришла первый раз к ним на репетицию и слушала. И правда, я просто сидела и плакала. Я была в восторге. Один раз послушала. Потом каким-то образом все-таки вошла в этот хор, меня приняли. У нас был замечательный руководитель хора – Вадим Николаевич Косюк. Как они пели и как все это преподносили! Хоть что они могли спеть – можно было только плакать. Это все так доносится, потому что это все идет от души, от сердца. Человек поет и ты понимаешь, о чем он поет. И ты понимаешь, что он хочет тебе сказать. Это надо слышать. Надо любить его. Когда я с ними познакомилась, конечно, уже их не оставила. Дальше меня приглашали на всякие концерты, пения. Они дали мне выучить какие-то вещи, которые я просто не знала в свое время, в свою бытность, когда мы жили на Украине. Я пришла в украинскую диаспору, чтобы петь. И здесь и осталась. И до сих пор живу, люблю их. Понимаете, всю душу им. Здесь хора нет сейчас, к сожалению, не с кем заниматься, люди ушли. Взрослый коллектив-то очень, уходят люди из жизни. А новых мало приходит. Пандемия нас немного подкосила, но ряд концертов в будущем планируется, в том числе с участием молодых членов коллектива.
– Как вы относитесь к тому, что молодые украинские музыканты все чаще смешивают фольклор с другими направлениями в музыке? Взять даже группу Go_A , которая ездила на Евровидение в этом году. У них фолк переплетается с электронной музыкой и приобретает новое звучание. Осовременивание фольклорной музыки – это хорошо? Или народная музыка и должна оставаться народной, такой, какой она была 50, 100 лет назад?
– Я понимаю, что им хочется что-то свое внести для того, чтобы самовыразиться. Но я это не воспринимаю. Музыка должна звучать вот так: где-то ты за полем далеко-далеко идешь и тебя слышно с этой песней. А когда садятся за стол – разве поют попсу за столом? Все поют либо украинские песни, либо русские. И все народное. Правда ведь? Не запоминается попса. Хотят выразить себя – ну что-то же надо показать. Может быть, кто-то послушает, может быть, кто-то поймет из молодежи. Но я не призываю к этому. Я считаю, что надо оставить это и развивать, продвигать то, что было раньше. Хотя бы чуть-чуть дайте людям послушать то, что было.
– А почему, на ваш взгляд, важно сохранять и продвигать украинскую народную музыку?
– А что вы оставите после себя, если вы не будете сохранять? Попсу? Не оставите. Она уйдет очень быстро. А украинская музыка, она же близка всем. Представьте себе, мы все – славянские народы: украинцы, белорусы и русские. И мы все чтим эту песню. Зайдите в Белоруссию: что они поют? То же самое. «Дивлюсь я на небо» или «Мiсяць на небi». Кому она не понравится? Разве она может не понравится, такая песня?
– Расскажите про ваши любимые украинские песни. Какие бы вы порекомендовали послушать для знакомства с украинской музыкальной традицией?
– Сразу скажу: «Чорнобривці», «Мамину сорочку», «Мiсяць на небi» – это точно. «Сіла птаха...», «Ой, у гаю, при Дунаю». Это все такие песни, которые надо слушать. Они все идут от сердца, если их петь хорошо. Наших песен много, украинских. «Мамина вишня», которую нельзя петь без слез. Если начать с «Дивлюсь я на небо», там сразу можно понять, о чем идет речь. «Повiй, вiтре, на Вкраïну» – какая песня шикарная. Она просто величавая. «Реве та стогне Днiпр широкий» – мне ее не спеть, ее надо петь только хором. Но она шикарная. И «Киевский вальс», это же… Я очень люблю «Песню об Одессе». Это что-то такое невероятное.
– Украинская народная музыка – о чем она? Какой посыл она несёт? Нужно ли понимать текст украинской песни, чтобы погрузиться в самобытность культуры?
– О жизни нашей. Жизненные они все песенки-то. Хотя не песенки, а песни. Большие песни, великие песни. О жизни, о том, что у нас происходит на земле, о том, что у нас происходит в душе, на сердце. О любви: к Родине, к маме, к земле – ко всему. Любовь там – везде. Украинский и русский языки близки. Там небольшая разница совсем. В Западной Украине есть различия. Когда я приехала с Украины на Урал, мне было тяжело, конечно, переводить все наши учебники с украинского на русский, но я все-таки пыталась это делать. Все равно я училась на украинских учебниках в русской школе. Ну а что делать? Надо было учиться. В принципе, все понятно было.
– Различается ли народная музыка в разных регионах Украины?
– Отличается очень сильно. У Западной Украины немножко колорит другой, они ближе к полякам, венграм. Даже Золушку помните? «Три орешка для Золушки» снят был на Западной Украине. А наша «Золушка», помните, другая. Я с юга, с Одесской области, из города Первомайский. У нас одежда отличается между Западной Украиной и Югом. Есть различия: сорочки, вышиванки у нас разные. У них короткие юбочки, короткие фартучки. Я до 12 лет там жила, поэтому все это росло со мною.
– Какие у вас воспоминания о том времени, о детстве?
– Если мы заканчивали работу, на полях все убрали, урожай весь собрали, садились все за столы. Столы огромные составляли. Как свадебное застолье. Все садились, конечно, много было яств разных. Я маленькая была, но я слышала, как они поют. Был всегда один заводила, старше всех выбирался человек. У нас все было мирно, красиво, счастливо. Воспоминания у меня именно такие. Воспоминания о красоте, о большом огороде, о больших вкусных яблоках Семеренко, шикарных сливах, винограде.
– Я слышала, что на «Слепых прослушиваниях» вы были единственным участником из Екатеринбурга. Каково это – одной представлять столицу Урала? Чувствуется ли больший уровень ответственности?
– Очень почетно, очень ответственно. Нужно вести себя достойно. Мне хотелось нести хорошую песню, хотелось нести свою любовь к песне. Хотелось донести до людей, что у нас на Урале тоже умеют петь. Там много людей было. Из Германии, Франции, Азербайджана были участники. В 1962 году приехали мы сюда всей семьей. Приехали работать, жить. Там было тяжело жить, там не было работы. Родители приехали сюда. Жили всей семьей. Семья была огромная. Три семьи сразу приехало.
– Вы также вносите вклад в патриотическое воспитание молодежи. Министерство обороны Российской Федерации наградило вас медалью «Памяти героев Отечества». Каким образом вы способствуете развитию духа патриотизма через музыку?
– Там то же самое: отправляю песни, которые я пела. Есть такая песня – «Над Курганом», наша. Я ее записывала в консерватории. Отправляю в Москву и даю на прослушивание. Там есть Дом Советской Армии. Я тоже там была, там пела. Раз – приду, что-нибудь спою. Или отправлю. Конечно, приятно, когда патриотическую песню тоже несешь людям.
Члены украинской диаспоры собираются в Доме Дружбы. Здесь все напоминает о национальной культуре: люди приносят сюда посуду с росписью, традиционную одежду, произведения декоративно-прикладного искусства. В Доме Дружбы проводятся мероприятия, продвигающие украинскую музыку, фольклор, кухню. Члены украинской диаспоры чтят традиции и культурное наследие Украины. Но вместе с тем они являются патриотами России.