Новогодние обряды удмуртского народа

Скоро новый год. Каждый народ отмечает этот праздник по-своему. Я хочу рассказать о том, как отмечают этот праздник удмурты.

В древности Новый год удмурты отмечали весной. По времени празднование приходилось примерно на период Пасхи, поэтому у этого народа нет каких-то определенных старинных обрядов, посвященных Новому году.

Зимний цикл календарной обрядности начинался у коренных жителей Удмуртии в дни зимнего солнцестояния, который назывался вожодыр. Первоначально это слово, по мнению некоторых экспертов, обозначало запретное время, так как в этот период нельзя работать, особенно строго соблюдался запрет на стирку. Под влиянием христианства в быту народа утвердились элементы рождественско-новогоднего праздничного цикла. В него, помимо нового года, вошли Рождество (ымусьтон), Крещение (йӧ вылэ султон) и Святки.

Обязательной традицией удмуртского народа являются новогодние ряжения.

Ряжение по своей сути схоже с русскими колядками. В Новый год и на Рождество люди надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые пускались в пляс, но при этом… не произносили ни звука — просто издавали громкий шум, используя различные предметы. И задача хозяев дома заключалась в том, чтобы опознать, кто же скрыт под маской ряженого.

Таким образом ряженые распугивали банных духов, изгоняли болезни, приносили удачу в делах и способствовали большому урожаю, поэтому их приветливо встречали в каждом доме. Всякому ряженому, кто входил в дом, подносили угощенье. Во многих деревнях это была выпечка: хлеб, перепечи или просто горсть муки. Такими подарками ряженые затем делились со скотом, чтобы он был крепким и здоровым.

Древние считали, что период перехода к новому году… опасен. В удмуртской традиции есть божество такого перехода — Вожо. В ходе обрядов запрещалось издавать громкие звуки железной утварью. Персонажи ряженых представляли собой мир предков, потусторонний мир. Именно потому они и не говорили ни слова или издавали странные звуки.

На празднике не обойтись без праздничных блюд. Традиционные блюда удмуртов живут из века в век. На праздничном столе у них сегодня, как и триста лет назад, стоят пироги со всевозможными начинками: это каша, мясо, рыба, картофель и даже… малина. С давних пор очень любимы пироги с калиной.

Самое уважаемое для удмуртов мясо — говядина, баранина. Свинина также бывает на столе, но не так часто. Удмурты издревле разводили в своих хозяйствах домашнюю птицу: кур, уток, гусей, но предпочтение отдавали мясу уток. Помимо этого, из лакомств обычно всегда подают маринованные грибы и квашеную капусту. Еще одним традиционным блюдом были и есть перепечи, хлеб, который пекли в собственных печах, и пельмени («пельнянь» - в переводе с удмуртского слово значит «хлебное ухо»).

Новый год, как известно, является семейным праздником. От этой традиции удмурты также не стали отходить. В ночь с 31 декабря на 1 января родственники собираются вместе, причем, во многих семьях есть традиция именно в новогоднюю ночь проведать своих близких. Жители деревень обычно отправляются в гости друг к другу. Компании начинают движение от верхних улиц и стараются посетить как можно больше домов.

Стоит также сказать о Тол Бабае. Именно так называют удмурты своего Деда Мороза.

Древние удмурты считали, что на прикамских просторах жили великаны — алангасары. Но когда здесь появились люди, великаны ушли далеко на север, в полуночный край Уйпал. И лишь один великан не покинул родные места. Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но… не испугались. Вместе они стали играть в снежки и кататься с гор. Детвора увлеченно слушала волшебные рассказы великана. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что значит «зимний дед».

Две недели, включавшие в себя дни зимнего солнцестояния, считались благодатными для гаданий. Обычно гадала молодежь, пытаясь узнать о своей судьбе, собираясь компанией, ближе к полуночи в чьем-то доме либо в клубе или другом удобном помещении.

Гадали у кого ожидается свадьба в этом году, девушки гадали на жениха, парни интересовались, какая будет невеста, какая жизнь предстоит впереди - богатая или бедная.

Эти веселые уличные гуляния с хождением из дома в дом, радуя жителей и принося счастье, удачу и достаток со временем стали угасать, а кое-где даже стали забывать народные обрядовые традиции.

В наше время остаются еще кое-где инициативные люди, библиотечные, клубные работники пытающиеся возродить, вспомнить кто такие “Вожо” и как проходил период празднования вожодыр.

При подготовке использовалась информация с сайтов: 

https://clck.ru/Z5h7L

https://clck.ru/Z5h8m

https://clck.ru/Z5h9x

https://clck.ru/Z5hAo 

Нко: СООО Удмуртское НКО «Эгес»